Хор мальчиков и юношей ДМХШ "Пионерия" (pioneria_boy) wrote,
Хор мальчиков и юношей ДМХШ "Пионерия"
pioneria_boy

Древнерусское искусство

Седьмой день VIII летнего хорового лагеря

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря, основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.
Спасо-Андроников монастырь расположен на обрывистом берегу реки Яуза в месте, где в древние времена начиналась дорога на Орду, позднее ставшая печально известной «владимиркой», по которой заключенных отправляли на каторгу в Сибирь. Здесь состоялось сражение с ханом Батыем, по этому пути против Тамерлана выступил великий князь Василий Дмитриевич.
Предание об основании монастыря гласит, что, возвращаясь в 1358 году из Константинополя, после рукоположения в сан митрополита Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного.
Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников Сергия Радонежского Андроник, причисленный позднее к лику святых, поэтому монастырь после его смерти стал называться Спасо-Андрониковым.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни. Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила.

На экскурсии мы увидели множество древних икон, в том числе написанных Андреем Рублевым, наиболее известным и почитаемым русским иконописцем московской школы. В залах музея работали студенты-художники из Сергиева-Посада, которые делали копии икон для дипломных работ. Они немного рассказали о специальных красках для иконописи. Также мы побывали в самом древнем храме Москвы - Храме Спаса Нерукотворного. В этом храме регулярно проходят службы, на которых певчие исполняют только древние песнопения, написанные не позднее XV века. Нас благословили исполнить в храме одно песнопение. Мы спели духовный стих Великого Новгорода "Ой вы братья мои, сестры".


Особое ощущения находиться в стенах храма, история которого насчитывает 6 веков. Его росписи, сделанные Андреем Рублевым, к сожалению были уничтожены пожаром.
Последний день, второй, самой длинной лагерной недели, получился очень насыщенным, но интересным и поучительным. Словно на машине времени, нас удалось проникнуть в глубь веков и прикоснуться к нашей древней истории и искусству. Теперь у нас впереди день отдыха перед воскресным выступлением на празднике Всех Святых.



Морозов Александр:
"Прошёл очередной день хорового лагеря, в нём было много нового и интересного.
Сегодня репетиция немногим отличалась от других, а именно тем, что на ней собрались почти все юноши, это очень сильно повысило продуктивность работы хора, и это хорошо!
После занятий мы небольшой «стаей» (намёк на «один в хоре не воет») направились в Спасо-Андронников монастырь, в музей Андрея Рублёва. К тому же, в этот день была годовщина со дня его рождения. Перед экскурсией хор посетил собор Спаса Нерукотворного Это самый старый храм Москвы, и именно в нём служил и расписывал стены сам Рублёв. А самое главное, нам позволили спеть в этом соборе.
Экскурсия, к сожалению, выдалась не самой интересной. Безусловно, удивительно видеть перед собой растрескавшиеся от времени иконы, но либо меня не смог заинтересовать экскурсовод, либо сам вид этого искусства мне не по душе.
И всё же день мне понравился, он был проведён ни сколько ради развлечения, а ради просвещения. А ради чего живёт человек? Ради просвещения и развития!"


Добаринов Кирилл:
"Спустя неделю после концерта в Пехра-Яковлевском должно состояться ещё одно выступление Хора мальчиков и юношей. Оказаться вновь в положении солиста, который приехал прямо на концерт минуя репетиции, мне не хотелось. Хотя бы одну репетицию, но посетить стоило. В качестве такого "репетиционного" дня была выбрана пятница.
Поскольку это был мой первый полноценный день в хоровом лагере, я смог заценить все нововведения. Первая половина репетиции мало отличалась от обычных - мы пели (как всегда не совсем чисто), Артём Александрович ругался (причём не только на вокал - опять-таки как всегда). А вот вторая половина началась с хорового сольфеджио. Далеко не все понятия я мог сходу назвать, но под конец включился и на вопросы типа "Какие аккорды можно построить с такой-то ступени" отвечал фактически только я. Точнее сказать, только я решался громко произнести то, о чём говорили полушёпотом практически все альты (дискантов я просто не слышал, но уверен, что и там тоже есть такие же неуверенные; юноши так и вовсе в силу возраста умеют думать без звука).
После репетиции должна была состояться экскурсия в музей Древнерусской культуры им.А.Рублёва. Сперва нас разделили на 2 группы, но впоследствии возникла идея спеть в соборе Спаса Нерукотворного, первом каменном храме Спасо-Андроникова монастыря (где и располагается музей), стены которого в своё время расписал Андрей Рублёв. Позже там возник пожар, и творения Рублёва были утрачены - видимо, с тех пор собор так и стоит с голыми стенами. Мы спели, экскурсоводам понравилось, а вот записать наше спонтанное выступление не удалось - пришлось идти в бывшую Трапезную и повторять наше выступление уже там. В итоге всю экскурсию мы отходили одним небольшим "стадом".
Что касательно самой экспозиции, она мне мало запомнилась. Экскурсовод (теперь уже один) что-то рассказывал об иконописи, что какой фрагмент какой иконы символизирует... Подобные подробности меня быстро утомили. Хотя я понимаю, если художнику начать рассказывать во всех подробностях, какую краску придаёт звучанию какой аккорд, ему тоже будет скучно. Всё дело в интересах. Вот мне петь интересно (собственно, потому я и хожу на хор). Не важно где - на репетиции, на официальных выступлениях, спонтанно на экскурсии... Я от этого ловлю кайф, чего и остальным желаю. Ловите кайф от того, что вам нравится, и тогда всё у вас будет хорошо."


Лашин Владимир:
"Сегодня мы закончили репетицию рано и поехали в музей Андрея Рублева, который находится на территории Спасо Андроникова монастыря. Мы долго шли. Там нас разделили на 2 группы. Нам рассказывали о создании монастыря и разные истории, которые случались при монастыре. Мы отправились в храм и спели "Поморскую" песню. После храма мы пошли в музей. Музей был открыт в честь 600-летия со Дня рождения Андрея Рублева. В музее мы спели песню Чайковского "В церкви". Нам рассказали,что краски для иконописи (большинство из них) делаются или смешиваются с яйцами. Нам говорили про иконы: про ангела с трубой, про границы рая. Потом мы рассматривали иконы и угадывали,что за действие происходит на иконе. В заключении мы еще раз спели "Поморскую" песню. Экскурсия всем очень понравилась!"

Шорин Иван:
"Сегодня 9 июня, наш хоровой лагерь продолжает свою работу. День начался как обычно с репетиции. Мы повторяли старое и закрепляли новое. Во время перемены мы с Олегом как должники успели сбегать еще и на сольфеджио. После репетиции, мы всем хором отправились в музей имени Андрея Рублева там мы походили по территории, увидели несколько старинных строений. Нам рассказывали про разные иконы и картины. Все это было очень красиво и интересно. В промежутках между экскурсией, по старой традиции мы пели для сотрудников музея. Далее мы поехали домой"

Слаповский Александр:
Седьмой день хорового лагеря прошёл запоминающе.
Как всегда мы репетировали, повторяли сольфеджио и готовились к финальному в этом учебном году концерту. Потом был выезд до станции Серп и Молот в музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Нам провели экскурсию и мы исполняли наши 2 песни трижды. Два раза мы пели песню Поморской общины, а в ещё одном месте Чайковского "В церкви". Нам рассказывали про основание музея и про самого Андрея Рублёва. Мы разглядывали старинные красивые иконы. Мне очень понравилось. Все было интересно и познавательно"




Tags: VIII хоровой лагерь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments